Международная санитарная авиация |
Накануне Дня работника гражданской авиации корреспондент «ВМ» посидел в кресле пилота самого большого вертолета в мире — Ми-26, находящегося в оперативном управлении Московского авиационного центра (МАЦ).
В аэропорту «Остафьево», который, хоть и международный, но регулярные рейсы не выпускает, базируется вертолетный отряд МАЦ, подведомственного Департаменту ГОЧСиПБ . Отсюда вылетают на дежурство медицинские ВК-117С2 и пожарные Ка-32А.
— Экипажи санитарных вертолетов недавно приступили к круглосуточным дежурствам, — рассказывает зам директора МАЦ по организации летной работы Олег Катальшев. — Раньше ночью приходилось поднимать вертолеты в экстренном режиме, теперь все штатно. Мы выбрали и подготовили для посадки и авиационных работ в ночных условиях шесть площадок в городе, шесть в ТиНАО и одну на МКАД, как хорошо освещенную трассу.
На вылет вертолета по вызову дается пять минут. Предполетная подготовка занимает час. Когда экипажи заступают на дежурство, все вертолеты уже готовы. Конечно, такая готовность невозможна без слаженной работы летчиков, инженеров, техников и аэродромных служб. Техники Центра показали свою ежедневную работу — сверку узлов и агрегатов с формулярами, регламентное техобслуживание.
Аэродромная служба, работающая на северной площадке порта, продемонстрировала обогрев и заправку пожарных «Камовых». В салон вертолета завели брезентовые трубы, сквозь которые вентиляторами нагнетают внутрь воздух температурой почти сто градусов. Тем временем подъехал яркий заправщик: Ка-32 за 2,5 часа полета «съедает» 2,2 тонны керосина. Медицинский ВК-117 легче и экономичнее — всего 600 литров.
А вот самый большой в мире Ми-26Т, стоящий на отдельной площадке, берет в баки десять тонн топлива!
Сорокаметровый гигант (размах винтов 30 метров — «ВМ») кажется грустным: он взлетает нечасто, в Москве, к счастью, редко случаются пожары, где нужна такая мощь. Однако, при масштабных ЧС, этот вертолет незаменим.
— Во время торфяных пожаров в Подмосковье 2010 года, когда вся Москва была в дыму, он трудился на износ, — защищает своего любимца командир экипажа Артур Шелешков. — Он ведь может в грузовой кабине или на внешней подвеске нести 20 тонн груза, а воды для слива поднимает 15 тонн! Когда тушили пожар в Москва Сити, летчики ювелирно работали на высоте триста метров, при сильном ветре и вдобавок среди высотных кранов. Горение потушили в два захода, еще два понадобилось, чтобы все полностью водой пролить.
Эти машины на шесть человек экипажа активно трудятся на Севере — участвуют в монтаже нефтяных и газовых вышек, перевозят грузы и машины. Их закупает соседний Китай, там Ми-26 оснащают роты лесных пожарных.
— Самому большому городу — самый большой вертолет, — шутит Артур Шелешков. — Бывает, его не вызывают месяцами, но на крупном или техногенном пожаре без Ми-26 не обойтись.
Командир воздушного корабля рассказал «ВМ» о приметах медицинской и пожарной авиации: так, экипаж не надевает в полет новую одежду — надо хотя бы час походить в ней до взлета. Перед выходом на дежурство нельзя бриться, а уж о том, что за тем, чтобы взойти на борт с «правильной» (обычно правой, — «ВМ») ноги, надо следить особо тщательно. Командир и второй пилот обязательно здороваются о своим вертолетом, а механик перед взлетом обычно взмахнет рукой, обозначая «виру» (вверх — «ВМ»). А вот против женщин на борту на воздушном судне ничего не имеют. Кстати, командиром одного из вертолетов Центра является как раз женщина, пилот Екатерина Орешникова.
В ближайшее время первая эскадрилья МАЦ пополнится новым пожарным Ка-32А, который встанет на дежурство в «Остафьево», как и его старшие братья.